Отличники и медалисты- это, как правило,
одарённые дети.
В обыденной жизни одаренность - синоним
талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности,
которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или
нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из
ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от
многих обстоятельств.
Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта
черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но
одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным
кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала
Стратегия работы с учащимися,
имеющими высокий уровень развития учебно-познавательной деятельности опирается
на следующие ПРИНЦИПЫ педагогической деятельности:
• Принцип максимального
разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.
• Принцип возрастания роли
внеурочной деятельности.
• Принцип индивидуализации и
дифференциации обучения.
• Принцип создания условий для
совместной работы учащегося при минимальном участии учителя.
• Принцип свободы выбора учащимся
дополнительных образовательных услуг.
Цель
работы с сильными:
создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их
самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со
способностями.
Задачи:
1.
создание
эффективных условий для гармонического развития личности;
2.
расширение
возможностей научной работы учащихся для участия в олимпиадах, конференциях и
конкурсах;
3.
побуждение
и стимуляция к самостоятельной и творческой деятельности;
Перед началом работы необходимо:
- Сформировать список отличников и медалистов.
Проведение психолого-педагогических консилиумов и собеседования с
учителями, допускающими снижение
успеваемости и учебной мотивации учащихся.
3.
Организация консультаций для мотивированных учащихся.
4.
Создание условий тесной взаимосвязи учебного процесса с системой
дополнительного образования через кружки, компонент образовательного учреждения
базисного плана, секции.
5.
Изучение запросов родителей учащихся с целью определения
направлений совместной работы образовательного учреждения, родителей и их
детей.
•
Осуществление совместной работы педагогического коллектива и родителей по
созданию условий успешности обучения .
•
Проведение тестирования, предметных экскурсий, экскурсий профориентационного
характера.
•
Участие в системе дополнительного образования.
•
Обеспечение учащихся учебной литературой.
Формы работы с одаренными учащимися :
групповые занятия с
сильными учащимися;
факультативы;
кружки по интересам;
конкурсы;
творческие мастерские;
интеллектуальный
марафон;
спецкурсы;
участие в олимпиадах;
работа по
индивидуальным планам;
применения новых компьютерных технологий;
исследовательская деятельность
Ученики с
высокими учебными возможностями имеют достаточный объём знаний, высокий уровень
познавательной активности, способности к абстрагированию, обобщению, анализу.
Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряжённого труда.
Такие учащиеся самостоятельны и работоспособны. Работа с сильными учащимися
предполагает тщательную организацию их учебной деятельности, подбор заданий
высокой сложности.
Работа с сильными учащимися должна
идти не по пути увеличения объёма заданий, а за счёт разнообразия заданий, например:
1) составление текстов
2) составление карточек-заданий по
изученному материалу;
3) составление обобщающих таблиц
для работы на уроке;
4) сочинение лингвистических
сказок (миниатюр);
5) работа с дополнительной
литературой;
6) проверка индивидуальных
заданий, выполненных учащимися, которые имеют более низкий уровень подготовки;
7) выполнение обязанностей
консультанта при групповой работе;
8) работа "учителем"
(проведение фрагментов урока).
Как может
осуществляться дифференцированный подход на различных этапах урока? На этапе
введения нового материала сильные учащиеся получают задание самостоятельно
прочитать литературу, проанализировать текст
Учитель ученикам первой группы,
которые работают самостоятельно, даёт в основном общие указания и требования к
выполнению заданий, а также о путях и способах выполнения.
Дифференцированное
домашнее задание для сильных учеников должно быть направлено на расширение и углубление знаний, умений
и навыков, выполнение упражнений, требующих творческого подхода.
Источники:
1.http://www.profistart.ru/ps/blog/10657.html
Данчинова Э.П. Дифференцированное
обучение
2. ПРОГРАММА «Работа с учащимися,
имеющими высокий уровень - nco.3dn.ru